пятница, 22 марта 2013 г.

Есть ли жизнь библиотеки, без аккаунта в соц.сети…?

А будущее?

Размышления мои нынче располагаются между несколькими парами полярных точек зрения:

Первая пара:
  1. Активная (успешная) деятельность в социальных сетях ведущих (и не только) российских библиотек и, практически, сложившееся убеждение, что без присутствия библиотеки в соц. сетях она существовать не может ни в настоящем, а уж тем паче, в будущем. 
  2. Высказывания нескольких (как минимум трое озвучили, некоторые другие, полагаю, думают похоже, но из уважения (или сочувствия) ко мне мнение свое не высказывают): «К вам в библиотеки никто не ходит, заняться вам уже совсем нечем, вот вы и ринулись в Сеть».
Вторая:

  1. Присутствие библиотеки в соц. сети способствует притоку читателей, как реальных, так и виртуальных. 
  2. Аккаунты в соц. сетях не только не способствуют привлечению читателей, но и уводят «в никуда» потенциальных посетителей официального сайта библиотеки. 
Третья:
  1. Библиотечные блоги и группы в соц. сетях формируют привлекательный, демократичный образ «открытой библиотеки». 
  2. Контент библиотечных блогов скучен, часто повторяет информацию официальных сайтов своей б-ки или является перепостом с наиболее популярных библ. ресурсов (сайтов, блогов и т.п.); а группы в соц. сетях, чаще всего служат лишь «Доской объявлений». Все это создает о библиотеке, ведущей в Сети «пустую болтовню» скорее негативное впечатление, как об учреждении с не очень умными, не очень интересными и не очень занятыми сотрудниками. 
Повторюсь - это «полюса». Между ними существует целый спектр взвешенных, спокойных и грамотных позиций. Но эти, крайние, точки зрения высказаны, существуют и, в некоторых случаях, играют при формировании общественного мнения вокруг библиотек роковую роль.

Кроме того, для библиотек, находящихся под пристальным вниманием своих региональных властей, остро стоит вопрос эффективности сетевой деятельности. Одно дело, если она ведется сотрудниками-энтузиастами в нерабочее время и совсем другое, если эта работа становится частью должностных обязанностей, ведется в рабочее время за конкретную заработную плату – соответственно, она должна приносить реальные (зримые) результаты.

Чтобы расставить все точки над «и» сообщу: на мой взгляд, библиотекарь (любой) обязан владеть всеми современными сетевыми технологиями, иначе, как информационный работник он профнепригоден. По-хорошему, библиотеки могли бы (должны бы) взять на себя функции «Кураторов содержания (контента)» , а ведь сейчас часто (что греха таить) производят нечто совершенно обратное – «информационный шум».



И все бы ничего: «да какая разница, у любого дела есть противники и сторонники», «собака лает – караван идет»; но разве библиотека не призвана являть ОБРАЗЕЦ грамотной, профессиональной работы с информацией, а соответственно и в информационных структурах. Для чего иного существует библиотека, как не для систематизации и упорядочивания информационного потока?

Мысль моя такова: «Библиотека, как информационная структура, призвана демонстрировать в Сети стремящуюся с «идеальной» модель работы с информацией и к этому направлять свои усилия».

А Вы как думаете?

12 комментариев:

  1. Светлана, здравствуйте! Так давно у вас не была... :)

    Мне кажется, тема вашего поста чрезвычайно актуальна, не смотря на то, что обсуждалась она многократно и всесторонне, и на самых разных площадках.
    Собственно, трудно не согласиться с тем, что стремиться к идеалу - это хорошо. Но разве можно научиться плавать не замочив ног?

    А вот мысль о том, что, если библиотека не может генерировать "образцовый" контент, то лучше выявлять, отбирать, тиражировать, сохранять для своих читателей чужой информационный продукт, кажется мне удачной, хотя и неоднозначной. Во-первых, для такой функции как раз присутствие в социальных сетях и необходимо. "Мы должны быть там, где наши читатели!". Именно там легко и быстро можно не только распространить информацию, но и получить на неё реакцию.
    А во-вторых, все-таки, было бы неплохо генерировать и свой качественный уникальный контент - именно для того, чтобы не прослыть не очень умными бездельниками. Это трудно. Надо учиться.

    И ох, уж эти региональные власти, под чьим "пристальным вниманием находятся библиотеки"! Часто из-за этого "внимания" библиотеки и боятся неформального общения в Сети со своими и потенциальными читателями. А ну, как кто-нибудь, что-нибудь, где-нибудь "не так" о библиотеке выскажется! Скандал. (хотя мне это кажется рабочей ситуацией и очень полезной для совершенствования и работы над ошибками) Нет уж, лучше иметь только официальное присутствие в Интернете - сайт есть (там все модерируется, контролируется) - и хватит.
    А зря. В соц. сетях библиотеки все-равно обсуждаются людьми.
    А у библиотеки даже нет возможности прояснить ситуацию, отстоять свою точку зрения. Нет лояльного круга сочувствующих.

    Птичка у вас, Светлана, какая веселая! Тоже зелененькая... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада Вас видеть, Наталья!
      Собственно, я не готова что-либо утверждать, а "интересуюсь разобраться" :)
      Мне хочется прояснить для себя в каком формате наиболее эффективно присутствие библиотеки в соц. сетях, взвесив результаты и трудозатраты. Согласитесь, что при видимой легкости общения в сетях - это занимает массу времени, которое, (это провокация ;) может стоит тратить с большей пользой?

      Удалить
    2. О, да! Времени, навыков, души - всего этого эффективное общение в соц. сетях требует очень много. Действительно, все необходимо взвесить, прежде, чем вступить в эту воду. Общение для галочки, "лишь бы быть" - дискредитация библиотеки и библиотекарей. Если человеческих, творческих, интеллектуальных ресурсов не хватает, может, лучше и не заниматься этим? Нельзя объять необъятное. Всегда есть приоритеты. Приходится выбирать - это нормально.

      Удалить
  2. Я тоже пока не берусь утверждать что-либо, пока всему учусь. Могу сказать одно: у нас появляется выбор. И у нашего читателя.А это всегда плюс!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Светлана!
    Сразу хочу сказать, что я работаю в библиотеке вуза. Вы, наверное, в большей степени интересуетесь общедоступными библиотеками, но... Мы все, конечно, разные, но задачи у нас одни.
    У нас в коллективе мнения о нашем присутствии (точнее - отсутствии) в соцсетях такие:
    - мы научная библиотека, и нам не пристало этим заниматься,
    - это удел публичных библиотек, которые там ищут себе читателей.

    Разобраться в необходимости присутствия в соцсетях действительно сложно. Возможно, я преувеличиваю, но боюсь, что в один прекрасный день нам придет указание "сверху", что мы должны предоставлять статистику о деятельности в соцсетях.
    А у нас ни страниц в соцмедиа, ни опыта работы с ними, ни качественного контента.
    И снова красивые цифры в отчетах, а по факту?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая, Vitta!
      Вот этого "для галочки" и хочется избежать, "поднимая" тему.
      У меня тоже сложилось впечатление, что независимо от эффективности, наличие аккаунта в соц. сетях скоро будет определять статус библиотеки. По принципу: есть б-ка в соц. сети - качественно, современно работает; нет - аккаунта - б-ка -"анахронизм", а то и "ретроград-мракобес".
      Думается, давление наших библиотечных лидеров формирует мнение профессионального сообщества именно в таком направлении.
      Я не против работы в соц. сети - я за информативную, качественную и эффективную.

      И еще я "за" такую работу в соц сетях, которая была бы реально полезна и интересна нашим читателям, а не только нам самим. Все же, склонны мы - библиотекари иногда к "самолюбованию" и "самоумилению" :)

      Вот и пытаюсь анализировать имеющийся опыт и намечающиеся международные тенденции.

      Удалить
  4. Очень надеюсь, Светлана, что Вы продолжите свой анализ и познакомите с его результатами. У нашей ЦБС нет аккаунта в соцсетях, т.к. действительно нельзя объять необъятное, а делать для галочки совсем не хочется (да и не "можется").В наших приоритетах - пока сайт. Если все же "идти" в соцсети, то с достаточно четким пониманием того, зачем это нужно нам и нашим читаталям. Пока такого понимания нет. Елена, ЦБС г.Апатиты

    ОтветитьУдалить
  5. Художник, прежде чем стать художником, столько краски-бумаги "испортит". Да и за чем его показывать миру. Он еще не Микеланджело. Спортсмен

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Валентина!
      И будущие художники, и спортсмены чаще всего наилучших результатов достигают обучаясь в группах, перенимая друг у друга "хитрости" и "приемчики". Опять же, есть хоть крошечный, но шанс, что кто-то сможет сделать выводы из промахов предшественников, не "набивая своих шишек" и "заново изобретая квадратное колесо" - пойти дальше.
      И если мы в Сети, то миру уже показались :)

      Удалить
  6. Спортсмен пока взойдет на олимп(взойдет ли?) столько сил, часов тренировок потратит! Поэт, что бы стать поэтом столько прочитает, бумаги испортит!!!На мой взгляд в среде библиотекарей сейчас происходит то, что делала мышка в кувшине молока. Да надо взбивать масло. Нельзя сидеть сложа руки. Нам не дано предугадать... великие слова ! Надо говорить, выражать себя, свои мысли. Как много лет мы слушали указаний, мнений... Разучились даже мыслить самостоятельно, так думай, а так низззззя.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, образуются группы единомышленников. И это хорошо, интересно, это продвигает каждого и всех. Обогащает. У меня идея, у тебя идея, у нас у каждого уже по две идеи. А ошибки хорошо осознавать. Ошибки явялются часто толчком, двигателем прогресса, так сказать. В школе дети запуганы, загнанны тем, что ошибиться нельзя. Оценки ставят. Потом баллы подсчитывают. Когда ко мне дети приходят, я им говорю, что оценки не ствлю и разрешаю ошибаться. У них гора с плеч. Как только теперь приходит новенький, они сами ему говорят об этом. Лучше пусть они на наших глазах ошибутся и извлекут уроки. И ваша статья, Светлана,из этой области. Давайте посмотрим на себя, сделали ли мы сейчас ошибку ? Если сделали, какие результаты этой деятельности, какие уроки жизни извлечем.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...