пятница, 27 июля 2012 г.

Вы, кажется, хотели себе придумать какой-нибудь другой ад, взамен собственного?

Захар Прилепин. Черная обезьяна.

«Чёрная обезьяна», на мой взгляд, история совершенно темная и беспросветная.

В двух словах сюжет таков:
Молодой журналист по заданию редакции допущен в засекреченную правительством лабораторию, где исследуют особо жестоких детей. Увидев в этом отличный материал для книги и возможность бежать от семейных проблем, он пытается связать зверское убийство жителей целого подъезда в российском городке, древнюю легенду о нападении на город «недоростков», историю жестоких малолетних солдат в Африке.

Полунамеком в тексте проскальзывает мотив использования детей, не ведающих категорий добра и зла, в политических целях, но охарактеризовать роман Пелевина как «политический триллер» было бы уж слишком большой натяжкой.
«Целесообразность заключалась в том, что он стремился добиться наилучшего результата с имеющимися средствами и наличным человеческим материалом».

Поднятая в романе, столь актуальная сегодня, тема детской жестокости ярко поддержана двумя вставными историями, рассказанными в романе с большим мастерством.

Легенда о том, как некий город пал под ударом неизвестного племени «недоростков», показывает древний мир глазами древнего же человека, ребенка, свидетеля кровавой бойни.
Старый солдат, стоя на крепостной стене, говорит мальчику про недоростков: «Они не умеют воевать, не умеют брать стены, ничего они не могут… Но у них нет страха, НИКАКОГО…»

Вторая вставная новелла, о малолетних африканцах, которых повстанцы используют как безжалостные машины для убийства. И опять, история представлена глазами неграмотного и полудикого африканского ребёнка.

И в антитезу сюжетам о жестокостях «недоросликов» трогательные сцены, повествующие о детях героя романа, его трогательной заботе о сыне и дочке:
«Она ростом с цветочный горшок с лобастым цветком в нем.
Он с велосипедное колесо, только без обода и шины – весь на тонких золотых спицах: пальчики, плечики, ножки – все струится и улыбается, как будто велосипед в солнечный день пролетел мимо».


Однако, в финале романа семья разрушена, жена, уходя, забирает детей, а затем и сходит с ума. Любовница, оказывается, никогда не была верна и живет с канцеляристом-функционером.
А сам журналист выносит себе неутешительные приговоры:

«В ту минуту во мне поселился взрослый человек, тать, подлец и врун».

«Я вспомнил одни, потом другие, затем третьи свои дурные поступки – подлые, отвратительные, гадкие, - и в одну секунду стало ясно, что в том, где нас не застали, включив белый свет и указав пальцем, мы не раскаиваемся никогда. Спим со своей подлостью в обнимку: хоть какая-то живая душа рядом, хоть кто-то греет душу. Убьешь ее – и кто останется поблизости до самой смерти?»

«Запасы бесстыдства в любом человеке огромны, сколько ни копай – до дна так и не доберешься».

Виктор Топоров: «Основная идея (не уверен, что до конца понятая самим писателем) – «убийство» детьми родителей как всеобщий, естественный и неизбежный ход событий. Хороши ли родители или плохи (как плох герой романа), дети убивают их просто тем, что живут, – если твоему ребенку десять, это значит, что ты постарел на десять лет, а когда-нибудь он тебя (и хорошо, если да) похоронит… Такие мысли посещают человека, испытывающего кризис среднего возраста; собственно говоря, об этом кризисе и идет речь в романе; ну а дети-убийцы из секретной лаборатории и тем более из африканской саванны – не более чем одушевленная (хотя и принципиально бездушная) метафора такого порядка вещей».

P.S. А это просто цитата из романа - по душе мне такие меткие сравнения :)
«…революция – это велосипед, если остановится – упадет».

2 комментария:

  1. Эта книга Прилепина - сильное произведение. А Вы читали его литературоведческие труды? Мне они нравятся. Большое спасибо за Ваши рецензии.

    ОтветитьУдалить
  2. Литературоведческие? Честно говоря даже не слышала, увы.
    Теперь обязательно посмотрю - спасибо за рекомендацию.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...