четверг, 9 июня 2011 г.

Мужской и женский подход в разработке АИБС с «детским лицом».


Когда светит яркое солнце и в Пскове, в июне, небывалых +29.
Не могу быть серьезной.
Вот и по поводу сегодняшнего вебинара «Современная информационная среда библиотек, работающих с детьми» у меня есть лишь не очень глубокие комментарии.

Обсуждались вопросы:
• Электронные ресурсы в детских/школьных библиотеках: что и для чего используем?
• АИБС с «детским лицом»: создаем интерфейс АИБС, ориентированный на детскую аудиторию.
• Сотрудничество библиотек и корпоративные проекты: Для чего? С кем сотрудничаем?

Именно по второму вопросу мнения разделились:

Женщины считают, что Автоматизированной информационно-библиотечной системе (АИБС) нужен интерфейс, адаптированный для пользователя ребенка. Причем, они предлагают различные интерфейсы для детей 8-ми лет и для детей старше 12-ти. Т.е. у АИБС должны быть различные интерфейсы и рубрикаторы, дружественные разновозрастным аудиториям.

Мужчины же высказались за единый интерфейс для всех пользователей, но одновременно за разноуровневые учебные курсы, пособия, мультимедиауроки, обучающие работать с этим интерфейсом.

Я, любитель компромиссов, услышала (из уст женщины, что приятно), о разработке гибкого интерфейса, который любой пользователь будет подстраивать под себя. Наверное, что-то напоминающее «Личный кабинет».

Замечания же по-поводу того, что дети не ищут какую-то конкретную книгу, а имеют довольно смутное представление «о чем же они хотят почитать?», и де в этом им должен помочь специализированный детский интерфейс, на мой взгляд, слегка из разных видов библиотечной деятельности: поиска информации (или конкретного источника) и тематической рекомендательной библиографии для детей.
В принципе, при скрупулезном прописывании ключевых слов и фраз, машина и на тематический запрос способна дать довольно обширные списки.
Детским же библиотекарям хочется, чтобы эти списки представляли наилучшие образцы изданий для детей, были иллюстрированы и снабжены ссылками на информацию об авторе, иллюстраторе, тексте в Интернете и т.д.

В связи с этим у меня два вопроса:
1. Возможно ли подобное на базе существующих АИБС или для этого нужно создавать принципиально новый продукт и соответственно, начинать сначала (используя этот новый продукт) электронную каталогизацию фондов литературы для детей?
2. И не возникнет ли ситуация, когда, завершив всю эту значительную работу, мы увидим, что потратили время впустую, т.к. прогресс ушел далеко вперед и электронные каталоги массовых библиотек, хоть и с самыми распрекрасными, дружественными интерфейсами никому не нужны вообще.

Информация – в Сети, в специализированных тематических актуальных базах (банках) данных, еще в крупных корпоративных каталогах.
Что же почитать для души – спросим у хорошего, знающего «мою конкретную юную личность», человека (мама, папа, друг, учитель, сосед, библиотекарь, личный ПК-робот-тамагочи ….) всегда найдется кому порекомендовать :)!

Извините, что не называю докладчиков, т.к. во-первых не все представлялись, во-вторых в силу все тех же +29 в Пскове, в июне – записать ФИО, представившихся не успела.

9 комментариев:

  1. Светлана, совершенно идентичные ощущения от выступлений по вопросу детского интерфейса. С одной стороны - было бы здОрово иметь такой дружелюбный интерфейс. С другой стороны - зачем, для каких целей?

    ОтветитьУдалить
  2. Мне еще очень понравилось высказывание: "проблемы с е-книгами больше в головах у нас, а не у наших детей, они выросли вместе с гаджетами" - и об интерфейсе, думаю тоже самое можно сказать:)

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю, что будущее рекомендательной библиографии (научное название вряд ли изменится, как и первичные данные, хранящиеся в актуальных банках данных) - за народными сетями типа "FB", "В контакте" и т.п., но только специально "заточенных" под тему чтения. Для современных (да и себя вспомните в 12-15 лет) подростков нет мнения авторитетнее своих сверстников (какие мамы-папы?), а уж если общепризнанный кумир скажет своё слово, то вообще всё не в счёт! Вот и будут строить собственные рейтинги авторитета и популярности объединившиеся по литературным пристрастиям тинейджеры. Для этого нужна правильная сеть и толковая политика :-)

    ОтветитьУдалить
  4. По-поводу сетей согласна на все 100%. У меня на столе лежат анкеты учеников 4 класса.
    Страничка "В контакте" есть у ВСЕХ, а большинство эту же сеть назвали в числе своих 3-х любимых сайтов. Видимо будем пробовать "внедряться" "В контакт", возможно "под прикрытием":)

    ОтветитьУдалить
  5. Светлана, выложена ли в сеть запись вебинара?

    ОтветитьУдалить
  6. Пока записи не вижу, но обещали! Можно связаться с Соколовой Юлией Владимировной (она координатор мероприятия)
    тел./факс: (4852)320-012
    mailto:bibladm@mubint.ru
    icq 254872300
    skype: bibladm
    http://portal.mubint.ru/librar

    Могу по эл.почте сбросить 5 презентаций, которые были доступны для скачивания сразу после вебинара :). К сожалению, среди них не было наиболее интересной, на мой взгляд, посвященной електронным книгам!

    ОтветитьУдалить
  7. Пример каталога с "детским лицом": http://kcweb.lapl.org/kcweb/servlet/kcHome

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за ссылку - Kid's раздел сайта Публичной библиотеки Лос-Анджелеса :)

    ОтветитьУдалить
  9. Публикую комментарий Елены сама, т.к. на почту он пришел, а в блоге (почему-то!?) не отобразился:
    "Добрый день, коллеги! Я Иванова Елена, спец.корресп. "Библиотеки в школе" и одна из ведущих вебинара в Судаке. запись выложена в итогах конференции Крым 2011 - http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/index3.php
    Там же выложена моя презентация по е-книгам. Большое спасибо за участие, обсуждение, оценки!"

    И благодарю Елену за полезную информацию и интересное выступление на вебинаре.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...