пятница, 20 мая 2011 г.

Гостевой пост от детского библиотекаря


Автор: Сергеева Наталья Павловна

Какие бы не шли споры о происходящих изменениях в сфере образования, какие бы критерии не изобретались для учета знаний, на первый план выходит общая культура, кругозор, иначе говоря – начитанность.

Общим местом стали рассуждения о том, что книга формирует знания и способность творчески мыслить, нравственно воспитывает. Все признают важность проблемы, более того, в обществе существует некоторая паника – дети не читают! Под угрозой будущее России!

Одновременно, не менее громко звучат вопросы:
Зачем нужны детские библиотеки или их вполне может заменить Интернет?
Есть ли у нас современная детская литература и талантливые детские писатели?
Как оценивать качество детских книг, и кто может - или должен?- это делать?

Попробуем оценить ситуацию
Во-первых, нельзя говорить о российской ситуации отдельно. В других странах - те же самые тревоги и поиски решений.
Во-вторых, нельзя говорить о детском чтении «вообще» - в каждой возрастной категории дело обстоит по-своему. Согласно социологическим исследованиям недавних лет, младшие школьники читают - Россия занимает здесь одно из первых мест. А вот с подростками 14-15 лет все гораздо хуже. Словом, проблемы есть, но, скажем так, это не трагедия, а драма.
Почему это происходит? В России более ста лет существовали так называемые золотые полки чтения для подростков и юношества, аккумулировавшие лучшую литературу - лучшую и в смысле художественного качества, и в смысле познания мира, человека, общества: Майн Рид, Дюма, Джек Лондон, Фенимор Купер, Диккенс, Конан Дойл, Честертон. В 90-е же годы «золотые полки» фактически ушли из детского чтения, растворившись в огромном количестве самой разной литературы - и хорошей, и (что, увы, чаще) плохой. Жизнь очень сильно меняется, современные дети все дальше уходят от мальчишек 40-50-х годов XX века из рассказов Носова или, тем более, от героев Гайдара.
Конан Дойла подростки и сейчас читают, но гораздо чаще - про вампиров или про бандитов. Позиция: «Мы это читали в детстве и наши дети непременно должны читать то же самое» - не работает, значит, нам нужно определить, что действительно ценное мы можем предложить для будущих поколений.

Как же все-таки заставить их читать?
Тут мало что изменилось. Взрослый по-прежнему считает, что ребенок читает не то. Место пионеров-героев заступила общепризнанная литературная классика. Ребенку, который читает о Гарри Поттере, говорят: «Взял бы лучше Пушкина! Для ума оно полезнее!»
Этот взрослый не понимает, что дистанция между «Гарри Поттером» и «Евгением Онегиным» включает множество промежуточных этапов. Демонстрируя пренебрежение к тому, что ему интересно, он рискует оказаться в его глазах тем, чьи советы лучше не слушать.
Библиотекарям и родителям необходимо понимать, что в любом жанре, будь то детектив, фэнтези или даже ужастик, найдутся и качественные книги, развивающие личность, и что есть дети, которые могут читать конкретные жанры и справятся с другими. Задача специалиста или родителя не переключать ребенка на другой жанр, а подобрать в интересном ему жанре наилучшую книгу. Любишь детектив? Вот, возьми прекрасный детектив. Любишь фэнтези? Вот, попробуй это. Любишь ужастики? И среди ужастиков найдем то, что не вредно почитать. Тогда читатель с доверием отнесется нашим рекомендациям внутри своего излюбленного жанра, то впоследствии воспримет и другие советы.

Кто и как будет решать, хороша или плоха данная книга?
Мы живем в эпоху постмодернистской культуры, а она характерна тем, что ценности размываются. В детской литературе это особенно заметно. Например, появляются книги, в которых зло может выглядеть весьма привлекательно (например, очень модное сейчас чтение «Сага о вампире» С. Майер или серия «Дом ночи» Ф.и К. Каст), этические акценты проставлены совершенно нетрадиционно, а моральная составляющая размыта -
в итоге юный читатель оказывается дезориентированным.
Специалисты: детские библиотекари, учителя, по крайней мере - в идеале, способны в этом разобраться.
Каков должен быть подход к отбору детской литературы? В советское время главным критерием был идеологический. Сейчас другие: педагогические, патриотические или религиозные.
Любую книгу надо оценивать исходя из художественного качества - к детской книге надо относиться как к произведению искусства. Качественная книга всегда принесет пользу, она неподвластна времени или смене идеологий.
Значит, изучать надо не только читателей, но саму детскую литературу. Нужны «узкие специалисты», и вот тут ситуация хуже всего. Единственный посвященный этому журнал «Детская литература» фактически погиб. Критиков детской литературы меньше, чем пальцев на руке. Кафедры детской литературы остались только в Москве и в Санкт-Петербурге - а это значит, что в провинции некому готовить детских библиотекарей. Стремительно сокращается юридическое и фактическое количество детских библиотек.

«Прилавок» книг для детей и юношества
Есть ли вообще с этим проблема? Книжные магазины полны, кое-что есть и в библиотеках, более того, классика детской литературы: Маршак, Чуковский, Милн, Линдгрен и так далее – издается и продается хорошо. Парадоксальная ситуация: книжный рынок у нас огромный, а сориентироваться в нем непрофессионалам крайне сложно.
Исследования показывают, что «младшая группа», еще остающаяся под руководством взрослых читает много, а вот что касается книг для подростков, и тут вообще ситуация очень печальная, талантливых авторов, пишущих для подростков, у нас очень мало.
Новые авторы выходят крошечными тиражами. В результате эти книги попросту не доходят до российской провинции, не попадают в детские библиотеки. Те же исследования говорят, что подростки в России читают много ширпотреба для взрослых, причем у них нет выбора, ибо качественная подростковая литература к ним не попадает.
Интернет эту проблему не решит: тут помеха не абсолютная доступность, авторское право, способность читать с экрана, и, самое важное – умение найти и выбрать.

Как решить эти три проблемы?
Без государственной политики, национальной программы эти вопросы не решить, рыночные механизмы тут не работают.
В Норвегии и Швеции детское чтение поддерживается следующим образом: государственные экспертные советы изучают ситуацию на книжном рынке, выбирая книги, которые нуждаются в поддержке. На основе этих рекомендаций издательствам выделяется государственное финансирование, чтобы эти книги были допечатаны и попали в библиотеки. Ежегодно за государственный счет издается огромным тиражом рекомендательный каталог наилучшей детской литературы, благодаря которому формируется спрос что, соответственно, заставляет издательства делать допечатки и доплачивать авторам.

Несомненно, нужна серьезнейшая поддержка детских библиотек. Их роль многими недооценивается, а между тем детские библиотеки, аккумулируя в своих фондах наилучшую литературу, формируют вкусы юных читателей. Многие книги и журналы, кроме как в детской библиотеке, вообще недоступны (либо слишком дороги, либо отсутствуют в книготорговле).
А главное, детская библиотека - это не только место выдачи книг, вокруг книги строится самая разнообразная работа: конкурсы иллюстраций, викторины, спектакли, кружки литературного творчества, праздники, связанные с книгой и еще остались люди, умеющие работать с книгами и детьми.
Если государство ставит себе целью сохранить отечественную культуру и передать ее будущим поколениям, оно должно помогать и детским библиотекам, и детским писателям, и издателям детских книг.

Государство отвечает за три важнейшие составляющие формирующее человека читающего, человека XXI века: семья, школа, библиотека.


Статья подготовлена с использованием интервью сотрудников Российской государственной детской библиотеки - заместителем директора, кандидатом педагогических наук Верой Чудиновой и заведующим отделом рекомендательной библиографии, редактором сайта «Библиогид» Алексеем Копейкиным, опубликованным на сайте ФОМА.RU и с разрешения авторов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...