вторник, 8 февраля 2011 г.

Маркус Зузак. Книжный вор.


Повествование ведется от имени Смерти.
«Вот маленький факт
Когда-нибудь вы умрете.
Ни капли не кривлю душой: я стараюсь подходить к этой теме легко, хотя большинство людей отказывается мне верить, сколько бы я ни возмущался. Прошу вас, поверьте. Я еще как умею быть легким. Умею быть дружелюбным. Доброжелательным. Душевным. И это на одну букву Д. Вот только не просите меня быть милым. Это не ко мне….»
Смерть рассказывает читателям историю «книжной воришки»:
«Это будет история… о знатоке выживания.
Недлинная история, в которой среди прочего, говорится:
- об одной девочке;
- о разных словах;
- об аккордеонисте;
- о разных фанатичных немцах;
- о еврейском драчуне;
- и о множестве краж.»

Книга о девочке-сироте и ее жизни с приемными родителями в фашистской Германии. О том, как приемный отец (аккордеонист с серебряными глазами) учил ее читать и помогал справляться со страшными снами-видениями смерти маленького брата. О том, как ее приемная мать, называвшая дочь, не иначе как свинуха, не задала ни одного вопроса своему мужу, когда пришлось укрывать в их доме еврейского юношу. О еврейском юноше-драчуне, написавшем для девочки две книжки («Зависший человек», «Отрясательница слов») на закрашенных белой краской страницах «Mein Kampf» и о немецком мальчике, который выкрасился черной краской, чтобы походить на чернокожего бегуна Джесси Оуэнза.
И о любви, и о смерти, и о книгах и о силе Слова: губительной на службе фюреровской пропаганды и спасительной во многих иных случаях.

«В моменты самого тяжкого горя она вспоминала свои книги – особенно те, что были сделаны для нее, и ту, которая спасла ей жизнь.»
«.. и промолчал с десяток безмолвных фраз..»
«На войне, конечно, убивают, но земля всегда качается под ногами, если убивают того, кто когда-то жил и дышал рядом…»

Мне сложно сказать, как это смогут прочесть юные, но взрослому человеку, любящему книги и чтение эти страницы принесут и боль, и радость, и наслаждение прекрасной формой изложения.

Смерть, именующая себя в финале Посредником:
«Я хотел многое сказать книжной воришке о красоте и зверстве. Но что тут скажешь такого, чего она и так не знала? Я хотел объяснить, что постоянно переоцениваю и недооцениваю род человеческий – и редко просто оцениваю. Я хотел спросить ее, как одно и то же может быть таким гнусным и таким великолепным, а слова об этом – такими убийственными и блистательными…»

Ну и напоследок цитата из «The New York Times Review of Books»:
«... Такие книги способны изменить жизнь, потому что, не отрицая внутренне присущей аморальности и случайности естественного порядка вещей, «Книжный вор» предлагает нам с таким трудом завоеванную надежду. А она непобедима даже в нищете, войне и насилии. Юным читателям нужны такие альтернативы, идеологическим догматам и такие открытия важности слов и книг. Да и взрослым они не помешают.»

P.S. И, пожалуй, нет лучшего чтения для 8 февраля – «Дня юного героя-антифашиста» :).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...