среда, 8 декабря 2010 г.

Искусство читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого

Сегодня Интернет предоставляет нам замечательную возможность, даже сидя дома и не имея средств на командировочные расходы, профессионально развиваться, обмениваться опытом, не быть оторванными от профессионального общения. Лично оно, конечно, лучше :). Но даже представить не могу, когда «культура» в Пскове разбогатеет настолько, чтобы я смогла в Екатеринбург на Конференцию слетать.
Поэтому всяческая моя благодарность и низкий поклон Катерине Ефимовой, в блогосфере Мыши библиотечной, которая выложила в своем блоге аудиозаписи выступлений участников Седьмой межрегиональной научно-практической конференции
«Университетская библиотека: отвечая на вызовы времени» (Екатеринбург, 1-2 декабря 2010 г.)

Университетская библиотека, хм, а какое это отношение имеет к нам массовым? – скажут мои читатели и коллеги.
Действительно, во многом мы разные.
Но вот, на мой взгляд, концептуальный доклад Ольги Викторовны Шабаршиной, зам. директора научной библиотеки Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии «Искусство читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого: культурно-просветительская деятельность вузовской библиотеки.» нам, массовым библиотекам, не плохо было бы взять на вооружение.
(Послушайте, нажав на зеленую стрелочку)
Текст доклада
Презентация

Мне крайне близка в этом выступлении ключевая позиция. Чтение – удел избранных. Никогда сословие «подлинных читателей» не было многочисленным. Это ни плохо, ни хорошо. Мало людей получают от чтения удовольствие, - есть масса других не менее интересных способов проводить досуг. Но книгочеи живут и в 21 веке. Впрочем, как существовали и 50 и 100 лет назад, и в те далекие, и не очень, времена их тоже было немного. Элитарность чтения - это то, что всегда имело место быть.
Не всерьез же считать массовым - чтение «из под палки текстов вождей марксизма-ленинизма».

Поэтому рецепт, высказанный в выступлении О.В.Шабаршиной:
«Окунуться в ту эпоху. Элита. Для избранных. И избранных привлекать, и окажется, что этих избранных много, и что читальный зал не может их вместить…», мне лично очень импонирует.

И совершенно это не означает, что библиотека превратиться в масонскую ложу, информационная –то составляющая никуда не денется.
И Интернет, и профессиональное, и познавательное чтение и т.д. и т.п.

Но чтение художественной литературы, искусство читать, сколь ни пафосно это звучит, – все же удел избранных.

12 комментариев:

  1. об элитарности чтения
    http://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/ve24.html
    и еще где-то об этом на днях читала, не могу найти где

    ОтветитьУдалить
  2. Светлана, не за что :) Рада, что пригодилось.
    Для вузовской библиотеки в докладе Ольги ценно то, что они не идут на поводу так часто слышанного мной от коллег "а зачем нам проводить какие-то мероприятия, мы же не массовая библиотека, это им надо читателей привлекать, а студентам деваться некуда". Меня от этой фразы аж передергивает...

    ОтветитьУдалить
  3. 2kraevushka - спасибо за ссылочку:)
    Хорошее исследование, правда опять "не наше".

    "Чтение всегда было связано с системой образования и, более глобально, с городскими социальными элитами. Хотя современные комментаторы оплакивают отказ от «привычки читать» и закат «чтения художественной литературы», с исторической точки зрения эра массового чтения, длившаяся в Западной Европе и Северной Америке с середины XIX по середину XX в., была аномальной. Теперь чтение возвращается к своей исходной социальной базе: самовоспроизводящееся меньшинство, которое мы называем "класс читателей".

    ...можно разделить чтение на повсеместно распространенную повседневную практику масс и высоко ценящуюся, культивируемую практику образованной элиты: «серьезное чтение» художественной литературы, нон-фикшн и высококачественной прессы. Различие между этими двумя типами чтения все усиливается. Класс читателей будет процветать, даже если чтение в среде широких слоев населения придет в упадок.

    В заключение делается вывод, что класс читателей активно развивается и что именно Интернет облегчает его развитие, при этом влияние этого класса необычайно велико, принимая во внимание его небольшую величину.

    ОтветитьУдалить
  4. Катерина! В мире уже много примеров объединения ресурсов массовых б-к и б-к учебных заведений в НЕБОЛЬШИХ городах. И доступ к объединенным фондам открывается всем желающим и качество обслуживания возрастает.
    Но это отдельная очень большая и увы, очень больная тема.
    Надеюсь, найду способ доехать до Валмиеры (это в Латвии у нас рядом совсем) - у них вот такая объединенная библ. система уже несколько лет работает и директор замечательная :) Дайга Рокпелне.

    ОтветитьУдалить
  5. Эхх... а мы каждый сам по себе...
    А ведь что может быть лучше сотрудничества между школьными и вузовскими библиотеками? или вузовскими и юношескими? Ведь читатели то у нас одни и те же...

    ОтветитьУдалить
  6. Рада, что Вы так к этому относитесь. Есть люди, при которых данную тему даже упоминать не стоит.

    ОтветитьУдалить
  7. Меня очень удивляет такая разобщенность, и подчеркнутое "мы не с ними" разных библиотек, как внутри одного ведомства, так и межведомственного... варимся каждый в своем котелке, пытаемся решить проблемы, которые в другой библиотеке уже давным-давно благополучно решили

    ОтветитьУдалить
  8. Соперничество, конкуренция, нездоровая амбициозность - об удобстве читателя можно забыть:)
    Всего этого, пожалуй, было бы поменьше кабы не наша нищета - почти любые совместные проекты замирают на стадии дележа средств - а кому бонусы (технику, ремонт, мебель, премии и т.п.)

    ОтветитьУдалить
  9. Вставлю и свои пять копеек)) Фондом Прохорова в конкурсе "Новая роль библиотек в образовании" уже трижды поддерживаются проекты Красноярского аграрного университета, вернее научной библиотеки КрасГАУ. Эти проекты направлены на развитие сельских библиотек (межпоселенческих), казалось бы никакого отношения к вузовским не имеющим. Однако коллеги из НБ КрасГАУ посчитали, что могут помочь, в первую очередь организовав обслуживание специалистов сельского хозяйства, они даже устраивают он-лайн консультации своих профессоров для сельских специалистов! и многое другое ..
    Здесь все победители конкурса
    http://www.prokhorovfund.ru/fund/news/185/
    , вышеозначенный проект под номером 28.
    Катя, кстати, под № 30 - ваш университет.

    ОтветитьУдалить
  10. "Создание «Мобильного информ-сервис» (МИС) - передвижного информационно-консультативный пункта. Приоритетом в работе «Мобильного информ-сервиса» является подготовка и проведение выездных семинаров-тренингов совместно с Центрами занятости сельских районов с участием специалистов университета." - из данной формулировки совершенно неясна роль в проекте сельских библиотек. Они территорию предоставляют или Центры занятости?
    Для жителей села и специалистов аграриев, конечно замечательно. Надеюсь сельские библиотеки Красноярского края хорошо оснащены - имеют компьютеры, подключенные к Сети, и таким образом организовано и on-line консультирование сельских жителей сотрудниками КрасГАУ :).

    ОтветитьУдалить
  11. Нет, как раз первые два года те сельские библиотеки, которые вошли в проект КрасГАУ, - и оснащались компьютерами с выходом в интернет. Это ныне МИС у них. Семинары-тренинги проходят в библиотеках, конечно же.
    Вобще-то речь даже не о сельских библиотеках, а о вузовской, которой есть дело до сельских. Почитала Вашу с Катей переписку и решила положительный пример привести

    ОтветитьУдалить
  12. Это хороший пример :). При этом, думаю, что главное не столько забота о сельских библиотеках, сколько о читателях, т.к. аграрии (в идеале) это или выпускники КрасГАУ, или их потенциальные студенты; но это и правильно. Библиотеки - любые, ведь не ради себя существуют, а для ЛЮДЕЙ. И поэтому, чем больше пользы от их совместной работы этим самым ЛЮДЯМ - тем лучше :).

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...