вторник, 7 декабря 2010 г.

Елена Колядина. Цветочный крест.


То ли это отечественный «Декамерон» с привкусом «Молота ведьм», то ли наследие «Кыся» с «Царем Никитой» в придачу, то ли апокрифическое Новожитие «Христа ради блаженной Феодосьи беспохотной».
Великолепная и ироничная языковая стилизация, затейно-узорно рисующая мировоззрение и речь жителей Тотьмы 17 века и причудливую судьбу Феодосьи Строгановой-Ларионовой. Слегка отдает феминизмом – мужские образы все сплошь упыри да ледащие какие-то, зато имена: Истома, Путила, Извара, Орефа Васильевич.
Женские имена попроще – Феодосья, Мария, Василиса, но уж характеры - загляденье. Особенно хороша повивальная бабка Матрена, неунывающая словоблудница и полезнейшая родовспомощница Всея Тотьмы.
О главной героине Феодосье, разговор особый, и я рада, что судьба ее в литературе продолжится, т.к. в одном из интервью Елена Колядина рассказала, что пишет продолжение.

Конечно, это книга о нас, во всяком случае, о многих из нас. О тех в ком Вера совершенно спокойно уживается с суеверием, христианская мораль и нравственность с дремучими предрассудками, злоба и зависть со светлейшими устремлениями.

«Ах, батюшка! Чересчур молод ты бысть и чересчур учен, и книжность твоя лишила тебя простой житейской мудрости и понимания, что именно русичи всегда готовы на великий подвиг в одиночку и торопятся совершить великие дела как можно скорее, не растягивая и не откладывая, ибо слишком коротко русское лето, и зыбко положение, и никогда нельзя знать, не ввергнуться ли завтра в твое родное селище враги, лютые морозы, мор, голод или волки.»

Ведь мы и сегодня с одинаковым рвением готовы соблюдать пост, отмечать Пасху, Рождество Христово и …гадать на Святках, да искать цветущий папоротник в Купальскую ночь :).

«- Пребываете во тьме язычества! – нашелся батюшка (отец Логгин)….
- В банника веруете, в лешего, в русалок и в прочую дикость, прости Господи, что поминаю эту нечисть перед крестом Твоим. Легион болотников и русалок у вас тут бродит.
- Да, разве мы в сем виноваты? – подала голос молодая бабенка. – Мы бы рады от колодезника избавиться, да не получается. Дите Агафьино кто утащил в студенец? Али мыши? Колодезник!».

О разочаровании, неудовлетворенном желании и зависти
«Отец Логгин и сам не мог бы изъяснить словами, почему так ополчился он на Феодосью. Разве расскажешь кому, как чуть было не искусила его Феодосья на грех мысленной измены жене своей, как пленила его медовыми заушинами и земчузным смехом, как рыдал он, упав в крест цветочный благоуханный, какой испытал полет души и восторг от того, что стал очевидцем Божьего знамения, предвещавшего столько чудесного в его жизни, как плакал вновь от жестокого разочарования и крушения надежд, как... Да разве выскажешь все языком?! Да и с кем такими переживаниями можно поделиться? А еще не признавался отец Логгин даже самому себе, что не может удержаться от греха мщения Юде Ларионову за его дорогие сафьяновые сапоги и кафтан с бобровой опушкой и за то, что он владел по праву Феодосьей.»

И все же о Боге, который всегда в душе человека

«Для чего вы ищите живого среди мертвых? …
Натвердо слов Евангельских она не помнила, стало быть, цитировала неточно. Но сие было не суть важно для Феодосьюшки сей час. …Не нужно Господу, чтоб твердили Его слова наизусть и гордились точностью цитирования. Нужно Ему, чтоб краткие слова Его взрастали всепроникающей верой, большими делами и неохватными розмыслами. Иногда достаточно и ощущения Его слов, чтобы из едва уловимого аромата незаметного крошечного полевого цветка взрос благоухающий луг и благовонный сад. Так и Феодосья, не из зазубренной догмы, но из ощущения слова Его, взрастила превонный и прелепый, каким прекрасным может быть только то, что Им сотворено, божественный цветущий крест.
- Что за цветущий крест? - нервно возопил бы отец Логгин. - Не оговорено такого креста в теологической литературе!
Его ученость и приверженность науке совершено лишили его романтики, и сие не есть хорошо!
Так вот. Отец Логгин непременно бы вскричал, узнай о затее Феодосьи. Но она, увы, всю зиму, пока мужественно пыталась наставить чудей подземельных на путь истинной веры, не хаживала в церковь, лишь молилась исправно в своей земляной хижине, оправдывая сей временный отход от официальных обязанностей простой мыслью, что храм и Бог - не всегда в хоромах, увенчанных крестом, но всегда в душе человека. И целый мир - в его душе. И коли захлопнется навеки створка в эту душу, то мир исчезнет так же. И другого такого уже не будет никогда. Ибо штучно корпит Господь над каждой душой. И нет двух одинаковых, как нет одинаковых книг, плащаниц или крестов - каждый неповторим и существует в одной штуке, или, как выразился бы книжный отец Логгин, в едином экземпляре. Это - как если сгорит древлеписная икона. Сколь ни копируй после ее иконописец с копий или по памяти, сколь ни пытайся подправлять лик, руководствуясь указаниями и замечаниями тех, кто тысячу раз молился на нея, древную, и помнящий назубок каждую трещинку, каждую складку на одеждах, но - нет, сию подлинную икону уж не сотворить. Будет она новоделанной и лепой яркими красками, но, хоть ты тресни, не повеет от нея глубинной мудростью, не опахнет спокоем, не омоет чистыми слезами.»

P.S. Присужденная высокая премия, в данном случае, скорее осложняет восприятие, поэтому постарайтесь забыть о "Русском Букере - 2010", читая этот роман :) и, думаю, вы получите удовольствие...

P.P.S. В Интернете на сайте "Либрусек"

4 комментария:

  1. Совершенно замечательно написанная книжка! Даже не знаю с чем сравнить: немножно от Декамерона, немножно от Уленшпигеля, немножно от Рабле и даже от "Собора парижской богоматери", с примесью народного лубка, частушек и поговорок -но совершенно самобытно, весело и страшно одновременно. Предостережение: детям, подросткам, ханжам (религиозным и по жизни) и псевдо-интеллектуалам абсолютно не рекомендуется!
    P.S. После присуждения Колядиной Русского Букера, в интернете поднялся невероятный хай и лай. Но вот что интересно: судя по аватарам и фотографиям к комментариям тех, у кого книга вызывает стойкое неприятие и отвращение, это - или дети-подростки или какие-то уродцы (у которых, ясное дело, есть проблемы с сексуальностью и сексуальным самосознанием по определению). Все это только подтверждает тот факт, что до понимания и восприятия такого неординарного и незаурядного произведения как "Цветочный крест" нужно просто напросто дорасти и доразвиться интеллектуально, эмоционально, и просто физически...

    ОтветитьУдалить
  2. Arisha! Спасибо за Ваш комментарий - рада, что мы единомышленники в оценке "Цветочного креста".
    Мне только кажется, что нет ничего страшного если его будут читать школьники с нормальными пояснениями родителей. Это довольно веселый повод поговорить с ними о "жизни ниже пояса" и не ханжеским, ну а скажем "историобразным" языком:). Ханжество ведь тоже появляется в процессе воспитания. Все "чадца" - маленькие ангелы.
    Ну а те кто ругают роман, тоже имеют право так думать, это их мнение :)

    ОтветитьУдалить
  3. 2Анонимному: Это Вы о романе или "не туда попали" :)?

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...