понедельник, 27 сентября 2010 г.

Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс весь мир.


Автор книги - Вики Майрон в течение 25-ти лет возглавляла библиотеку города Спенсер (штат Айова, США). Ее книга рассказывает о том, как маленькому беззащитному животному, коту Дьюи, удалось вдохнуть новую жизнь в провинциальный фермерский городок и стать его талисманом, приносящим удачу в трудные дни экономических неурядиц.
Но кроме трогательной истории жизни библиотечного кота, это еще и замечательный рассказ о библиотеке, о той важной роли в жизни города, которую может играть библиотека, если в ней работают неравнодушные люди, такие как Вики Майрон и ее коллеги.
Мне думается, что каждый библиотекарь должен прочесть эту книгу! Руководители библиотек – в первую очередь. Сознательно не стану цитировать текст, посвященный жизни кота Дьюи – оставлю эти строки для вас, но чтобы стало понятно, какое отношение эта книга имеет к библиотечной профессии, все же приведу несколько цитат:

«Новые мощеные дороги – это прекрасно, но не они поднимают дух нашей общины. Другое дело теплая, дружелюбная библиотека, которая охотно принимает всех. Что может быть лучше для морали, чем библиотека, которой мы можем гордиться?....
Почти год все мои просьбы (о перестройке здания библиотеки) клались под сукно. Я едва сдерживала раздражение, но не сдавалась. И тут случилась забавная вещь: весомость моим аргументам стал предавать Дьюи. В конце лета 1988 года в Публичной библиотеке Спенсера произошли достойные внимания перемены. Число посетителей заметно увеличилось. Люди дольше проводили время в библиотеке. Они уходили счастливыми и довольными и несли эти добрые чувства по домам, в школы, на рабочие места...»
Об обучении и профессии:
«Я любила эти лекции. Тут речь не шла о составлении каталогов и проверке наличия книг. Мы изучали демографию, психологию, бизнес-анализ и методологию информационных процессов. Мы усваивали принципы отношений в общинах. Мы провели двенадцать изнурительных недель, изучая суть общественных процессов и искусство понимать, чего хотят попечители. Внешне анализ общины несложен. Например, в Спенсере мы не держали книг о лыжном спорте, но у нас всегда была последняя информация о рыбной ловле и шлюпочных походах, потому что озера располагались всего в двадцати минутах езды.
Хотя хороший библиотекарь копает глубже. Что ценит ваша община? В чем это выражается? Как и почему происходят изменения? И самое важное – куда она идет? У хорошего библиотекаря всегда где-то в подсознании фильтр, который улавливает и обрабатывает информацию. Усиливается кризис фермерства? Не выкладывай руководства, как делать карьеру и подавать резюме, предлагай руководства, как самому ремонтировать машины, как экономить. Больница нанимает медсестер? Значит, нужны медицинские справочники….»
О Великой библиотеке:
«Великая библиотека не обязательно должна быть большой или красивой. Она может не иметь лучшее оснащение, самый эффективный штат или много пользователей. Все это нетрудно обеспечить. Главное в другом – она так участвует в жизни общины, что становится незаменимой. Библиотеке никто не придает значения, потому что она всегда здесь, рядом, и в ней всегда есть то, что необходимо»


Официальный сайт Публичной библиотеки Спенсера

7 комментариев:

  1. Спасибо, Светлана! Ужасно захотелось прочитать эту книгу! Цитаты великолепные. Жаль, что у нас, например, совсем нет механизмов, средств для следования этим советам... Хотя, конечно, сверившись с Вики Майрон, делаю вывод, что мы с коллегами правильно понимаем своё предназначение. Мы, как раз живём внутри такой небольшой общины, т.е. в небольшом городке...

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья! Рада за Вас и ваших читателей. А что касается - "совсем нет механизмов" - думаю, это не совсем так, ведь фонд комплектовать и выкладывать "на самое видное место" самые нужные вашим читателям книги и т.п. по тексту - уверена, Вы это и делаете.

    ОтветитьУдалить
  3. В том то и дело, что мы ужасно стеснены и ограничены в вопросах комплектования: и финансово, и возможностями местной книготорговой сети... Хотя потребности наших посетителей знаем довольно хорошо. Пытаемся, конечно, по максимуму использовать ресурсы имеющихся фондов, экспериментируем с платными услугами... Но всего этого очень недостаточно. Просто по-человечески страдаю от этой ситуации!
    Извините, что жалуюсь... :((

    ОтветитьУдалить
  4. Подобная ситуация существует, наверняка, у многих; но может попросить ваших читателей, ну хотя бы для начала позвонить учредителям и сообщить, что им в библиотеке не хватает того или другого + поспрашивать не могли бы они сами что-то приносить безвозмездно для других читателей - понимаю, что не самый лучший пример, но, мы так собираем глянцевые женские журналы. Дамы, кто посостоятельнее покупают себе - прочитывают и несут к нам:).

    ОтветитьУдалить
  5. Мне дочка подарила эту книгу, прочитала с большим удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  6. Я даже поплакала на последних страницах

    ОтветитьУдалить
  7. Ну всё, заинтриговали книгой вконец! Буду искать!

    Да! Про "в дар" то я и забыла: действительно, приносят безвозмездно довольно часто, и в хорошем состоянии, и нужное - этим держимся! :))

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...