понедельник, 5 июля 2010 г.

Библиотечный сайт. План действий.

Если кто помнит, в конце июня украинская коллега порекомендовала нам книгу
«Взаимодействие веб-сайтов по культуре с пользователем»

Мне показалось важным для всех, кто работает в данный момент (или собирается в ближайшем будущем) над созданием сайтов своих библиотек, процитировать из данной книги «план действий» или

Стадии реализации веб-приложений
Когда наступает самый подходящий момент для учета мнений пользователей о проекте?
(стр.98-100).

Важным вопросом является отношение между стадиями жизни сетевого проекта по культуре и проблем, связанных с его взаимодействием с пользователями.
Некоторые стадии имеют критическое значение, т.к. их можно использовать как для сбора информации об ожиданиях пользователей, так и для подготовки к осуществлению этих ожиданий.
….
Создание сайта предполагает определенные стадии, которые приводятся ниже. …Каждая стадия помечена одной (*) или двумя (**) "звездочками", чтобы подчеркнуть ее значение для определения потребностей пользователей.

1. Планирование веб-сайта**
Эта стадия связана с определением природы сайта, базы пользователей, на которую он рассчитан, а также услуг и контента, которые он будет предоставлять. Эта стадия также чрезвычайно важна для определения политики в области обработки персональных данных, долгосрочной сохранности контента, доступности и пр. Нам кажется, что на этой стадии важно определить ответственность и технические функции, типичные для проекта высококачественного веб-сайта, которые должны быть отражены в Руководстве по управлению.
С точки зрения взаимодействия с пользователями неплохо, если это возможно, выполнить процедуры по определению ожиданий репрезентативной выборки будущих пользователей. Следует также провести максимально полное изучение решений, используемых аналогичными веб-приложениями. Следует также принять во внимание такие аспекты, как многоязычие и совместимость - два принципа качества, которые имеют особое значение для пользователей. Из этого следует, что эти принципы следует принимать во внимание с первого дня работ по созданию сайта, а не на более поздних стадиях.

2. Дизайн веб-сайта**
Эта в значительной степени эксплуатационная стадия включает также выбор наиболее подходящей технологической платформы и определяет способ, которым сайт будет предоставлять услуги и представлять контент. Эта стадия напрямую зависит от действий, выполненных на стадии планирования, и является самым подходящим моментом для определения особых интерактивных процедур и степень использования цифровой среды. На этой стадии рекомендуется самым внимательным образом проанализировать, следует ли предлагать пользователям средства взаимодействия.
(Врезка со стр. 102 - По мнению специалистов в области удобства работы конечный пользователь интерфейса нуждается в самом пристальном внимании на каждом этапе процесса проектирования. «Клиент-ориентированный дизайн (UCD) можно охарактеризовать как многоэтапный процесс решения проблем, который требует от дизайнеров не только анализировать и предвидеть, каким образом пользователи будут пользоваться интерфейсом, но и тестировать правильность своих предположений относительно поведения реальных пользователей в реальных ситуациях. Такое тестирование необходимо, поскольку дизайнерам интерфейсов часто очень сложно интуитивно оценить, что будет делать пользователь, впервые сталкивающийся с их дизайнерским подходом, и как будет выглядеть его кривая обучения. Основным отличием клиент-ориентированного дизайна от друтих философий дизайна является его стремление оптимизировать интерфейс пользователя в смысле того, как люди могут, хотят или вынуждены работать, вместо того, чтобы заставлять пользователей изменить свой стиль работы и адаптироваться к определенной системе или функции»)

3. Отбор контента**
На этой стадии принимаются решения относительно критериев отбора и подготовки к оцифровке контента создаваемого веб-приложения на базе имеющихся ресурсов и с учетом базы пользователей, на которую рассчитан сайт. Информацию по этому параметру получают из оценок, выполняемых на стадии планирования. На этой очень деликатной стадии следует избегать случайных решений и решений, основанных на мнениях о том, что является "популярным" для пользователей (например: наиболее известные отрывки, самые старые отрывки:, самые редкие отрывы:). Если возможно, желательно провести дополнительный анализ выборки пользователей, с которыми проводились консультации на стадии планирования, путем добавления к анкете нескольких конкретных вопросов о контенте.

4. Процесс оцифровки и сбор цифрового контента*
Отобранный контент оцифровывается, создаются эталонные изображения и все остальные необходимые цифровые ресурсы. Эта чисто техническая стадия имеет лишь частичное отношение к пользователям, но любой процесс оцифровки должен учитывать окончательное использование контента.

5. Хранение цифровых эталонов*
Эталонные цифровые документы должны быть собраны и записаны на надежный носитель, гарантирующий их безопасность. Версии, предназначенные для публикации на веб-сайте, будут готовиться с этих эталонов. Эта операция касается пользователей, поскольку правильным решением было использовать стандартные или очень распространенные форматы, чтобы не заставлять пользователей приобретать специальные технические средства для получения доступа к этим материалам.

6. Создание и сбор метаданных**
Метаданные, имеющие отношение к отобранному и оцифрованному контенту, создаются, собираются и сохраняются на этой стадии подготовки веб-приложения. С точки зрения взаимодействия с пользователями создание метаданных представляет собой критически важную работу, поскольку она оказывает влияние на оперативную доступность контента с использованием как внутренних поисковых процедур, так и внешних поисковых машин.

7. Внедрение веб-сайта и тест прототипа**
С точки зрения эксплуатации веб-сайт создается на базе установленных процедур, имеющегося контента и определенного представления; на этой стадии будет неплохо представить прототип веб-сайта, подготовленный в локальной сети или в защищенной версии Интернета, чтобы процедуры были протестированы людьми, которые не являются дизайнерами данного сайта. По возможности, это следует сделать с помощью фокусной группы или с помощью методик типа анкет обратной связи или комментариев и предложений по изменениям отдельных страниц.

8. Выпуск в онлайновый режим*
На этой стадии веб-сайт становится в Сети общедоступным: можно провести первичную проверку того, как было воспринято приложение пользователями, использовав сбор мнений по результатам публичных презентаций. Полученные данные следует тшательно проанализировать, помня о важности "первого впечатления" о работе сайта в Сети.

9. Текущее обслуживание**
Эта очень важная стадия наступает при необходимости поддерживать сайт в актуальном состоянии и расширять его контент. Комментарии и предложения пользователей, собираемые из анкет, запросов о помощи, форумов и других источников, должны быть проанализированы самым тщательным образом вместе с анализом доступа к серверу при проведении корректировок или усовершенствований.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...