четверг, 1 июля 2010 г.

Сайты детских библиотек

Хотелось написать подзаголовок «Молчание теоретиков», но он был бы не совсем точным.

Предлагаю Вам познакомиться со статьей доцента кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии Пермского государственного института искусства и культуры Галины Семеновны Ганзиковой «О конкурсе библиотечных сайтов: кто побеждает и почему?», в которой автор высказывает свое мнение о сайтах детских библиотек, участвовавших во Втором Всероссийском конкурсе сайтов публичных библиотек.
Не во всех оценках соглашусь с Галиной Семеновной, но то что сайты детских библиотек важно рассматривать «на «детскость», доступность, предрасположенность к особенностям восприятия детьми разных возрастных групп? … наличие материалов не только для подростков, но и малышей, хотя бы учащихся начальных классов? …», а не только как методические копилки для руководителей детского чтения, у меня сомнения не вызывает.
(В скобках замечу, что на сегодняшний день некоторые, упоминаемые автором статьи сайты, выглядят иначе. В том числе и сайт Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества).

Есть и другой путь: рассматривать и, соответственно, создавать два вида сайтов:
1. Библиотечные сайты для детей
2. Методические сайты библиотек о детском чтении (для руководителей детского чтения – библиотекарей, педагогов, родителей).

И еще цитата из той же статьи:
«На Украине тоже в 2006 г. проводилось тестирование сайтов, об этом имеются развёрнутые обзоры, статьи, написанные В.Торлиным. Сразу становится понятным, какие у сайтов положительные моменты и какие фиксируются недостатки. Такие же обзоры аналитического характера желательно составлять и экспертам нашего российского конкурса сайтов.
Концептуально правильно построить сайт детской библиотеки и самое главное – так, чтобы он был интересен всем возрастным группам, – задача, на мой взгляд, значительно более сложная, чем построение сайта взрослой библиотеки. На что же в процессе создания сайта, или его реструктуризации, редизайна, стоит обратить первоочередное внимание именно детским библиотекам – от республиканских до библиотек-филиалов, какие «уроки» извлечь из состоявшегося конкурса?..»

Ну и поскольку мне не встретились аналитические обзоры от жюри конкурсов - ни Второго, ни Третьего; предлагаю Вам следующие два резюме на сайты участников II Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек:
Краснодарская краевая детская библиотека
Омская компьютерная - не только про сайт, но и о библиотеке;

и статью Натальи Александровны Масловой, заместителя директора
по автоматизации ЦГДБ им. А.П.Гайдара «Gaidarovka.ru Размышление о сайте детской библиотеки».

А закончу высказыванием, которое услышала от ребят из клуба «DIALOGOS» (РГДБ):
«В Сети детей нет!»

И вот что со всем этим делать?
«Каша в голове» - национальное русское блюдо:)!

6 комментариев:

  1. Светлана, а зарубежные сайты для детей Вы изучали? Я смотрела англоязычные, довольно интересно, ссылки на Региональном
    сайте детских библиотек: http://www.deti.spb.ru/addresses/foreigner/

    ОтветитьУдалить
  2. Пока только смотрю. Интересно!

    ОтветитьУдалить
  3. сколько материалов интересных...читаю

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо авторам блога, что привлекли внимание к циклу моих статей о конкурсе сайтов. Если бы статьи сразу были опубликованы, то всё бы соответствовало тому, что есть на сайтах. Статьи писались во время 2-го конкурса "по горячим следам", а пролежали в редакторском столе больше года. Вставка о 3 конкурсе была сделана по просьбе нового редактора, когда статья "уже была в номере, подготовленном к сдаче в печать".Критики в нашей профпечати маловато. Если честно, ожидала большего количества отзывов, "грозы", после которой свежо и чисто. Но получила от некоторых создателей сайтов лишь "придиры" к тому, что использую анализы других авторов, хотя ссылка на интернет-ресурс даётся, кавычки были (их почему-то сняли редакторы). Отзывов мало, "Библиотека" напечатала быстро лишь статью Г.М. Пальгуевой из Н.Новгорода. Было бы неплохо, если бы мы по-деловому обсудили вопросы сайтостроительства. Кто с чем согласен? Не согласен? Хотя бы в отношении сайтов ДБ? Главный вопрос: для кого создаём сайт ДБ и с какой целью? Сайты "обновляют", но оптимальную структуру так и не нашли...Сайты делают нередко люди, которые о библиотечно-библиографической работе с детьми, её принципах знают крайне мало. Отсюда и "ляпы"....

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Галина Семеновна, за комментарий!
    Совершенно с Вами согласна, что критики мало, а обсуждения, практически, совсем нет.
    Вижу к этому несколько причин, одна из которых - наше неумение вопринимать критику конструктивно, - мы склонны обижаться. Поэтому я и сама пока оставила попытки призывать коллег обсуждать библиотечное сайтостроение. Мы пробовали проводить анализ детских сайтов в своем коллетиве с заведующими детскими библиотеками-филиалами.
    К тому же, на мой взгляд, сайтостроение - процесс творческий и, пожалуй, можно выработать только какие-то очень общие стандарты и критерии: нравственность, грамотность, доброжелательность, толерантность, дружелюбный интерфейс и т.п.; т.к. на вкус и цвет.
    Даже при внутреннем обсуждении у нас выявилась полная полярность мнений в отношении некоторых сайтов - кто-то в восторге, у другого вызывает отвращение; причем обе точки зрения аргументированы :).

    ОтветитьУдалить
  6. Галина Г-ва26 ноября 2010 г., 4:34

    Спасибо, Светлана, что пытаетесь раскачать интерес коллег к проблеме сайтов детских библиотек. Как преподаватель библиографических дисциплин в недавнем прошлом, конечно, обращаю внимание на отбор книг, аннотации, в целом на контент сайта. Невозможно спокойной оставаться, когда в разделе "Новинки" книги для малышей вперемешку с книгами для подростков или с изданиями по педагогике. Для кого же всё-таки новинки литературы?
    Или открываешь раздел для малышей (не буду называть библиотеку, а то снова вызову гнев коллег ), а общее меню, чуть ли не вся карта сайта, выползает. Оно же не для малышей! Ну, и т.д. и т.п.

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...