вторник, 29 июня 2010 г.

Библиотечные сайты. Слово теоретикам. Продолжение.

Приведу несколько цитат из статьи Канн С.К. Электронные ресурсы библиотечного сайта в общей структуре Интернет-пространства (опыт Отделения ГПНТБ СО РАН).
И хотя речь в статье идет о сайте ГПНТБ СО РАН, на мой взгляд и всем другим библиотекам, работающим над созданием своего интернет-представительства этот материал будет полезен.
Курсив в тексте – мои реплики, жирный шрифт - акценты.

«Когда речь заходит о библиотечных сайтах, то часто смешивают два понятия:
1) виртуального представительства традиционной библиотеки и
2) собственно электронной библиотеки как хранилища документов, организованного на базе современных технологий, оснащенного сервисным механизмом управления, поиска и навигации.

Сайт, как «виртуальное представительство», содержит сведения по истории и структуре библиотеки, нормативные документы, контактную информацию о сотрудниках и партнерах, производственные планы, анонсы мероприятий, новости, отчеты.
Полноценная электронная библиотека формируется из указателей, оглавлений, словарной, справочной, библиографической и патентной информации, полнотекстовых документов, веб-навигаторов и т.д.
Разница у двух приведенных подходов такая же, как у стенгазеты (на мой взгляд, лучше сравнить с газетой, еженедельником!) с многотомным собранием сочинений. Она заключается в том, что есть подход описательный (представительский) и есть содержательный (библиотечно-информативный). Сказанное вовсе не означает, что хорошая стенгазета менее актуальна, чем плохое собрание сочинений. Просто подходы разные. От них зависит и структура, и наполнение сайта. К сожалению, на практике редко получается гармоничное сочетание обоих подходов, чаще доминирует крен в ту или иную сторону.

Назначение веб-сайта определяется по тому, на какую аудиторию (целевую группу) ориентированы его ресурсы (Да-да-да. Очень важно реально представлять того пользователя, которому мы адресуем сайт!!!). По этому критерию он может служить как вспомогательным средством внутрибиблиотечной работы, так и действенным инструментом донесения библиотечной информации до самых широких групп пользователей, включая зарубежных.
С точки зрения внутренних задач сайт помогает увеличить производительность труда сотрудников библиотеки - технологов, комплектаторов, каталогизаторов, библиографов, а также в какой-то мере и сотрудников учреждений, при которых существуют библиотеки… (То о чем упоминала. ЭК на нашем сайте востребован в первую очередь сотрудниками библиотек-филиалов нашей ЦБС для заказа литературы по ВСО «внутрисистемному обмену».)….
Но кроме внутренних задач, есть еще и внешние, о которых говорится гораздо реже. Сайт может привлечь массу отечественных и зарубежных пользователей к традиционным фондам библиотеки и новым ресурсам, созданным на основе Интернет-технологий. Эта деятельность может полнее раскрыть содержание библиотечных хранилищ, активизировать обращаемость изданий, представить новинки, организовать информирование о важнейших проблемах науки, техники и образования (культуры региона)через призму справочной и библиографической информации. Библиотека получит положительный имидж (в том числе у своих учредителей – местных властей! А то можно подумать Губернатор в электронном каталоге муниципальной библиотеки будет что-то искать?) и популярность не просто как заведение, обслуживающее книгами и журналами, а как информационный центр с широкими возможностями. Она примет участие в международном разделении труда и сотрудничестве стран в сфере информационных технологий. (Ну это в далекой перспективе, хм, хотя запрос из Калифорнии в «Краеведческую справку» у нас уже есть!)
Однако чтобы повысить эффективность внешней деятельности, следует этим хотя бы озаботиться и включить вопросы, интересные широкой аудитории, в круг представленных на сайте. Между тем многие сайты, декларируя свою миссию, ограничиваются лишь внутренними задачами - информационной поддержкой и совершенствованием учебного или научно-исследовательского процесса. На наш взгляд, недопустимо столь сильно сужать значение сайтов, объективно интегрированных в глобальную инфраструктуру (!!!).

Дальнейшие перспективы ЭБ зависят исключительно от качества и достоверности предлагаемых ресурсов, а востребованность сайтов - от того информационного потенциала, который они несут. Насколько эффективно откликаются они на информационные ожидания потребителей, насколько ресурсы соответствуют их потребностям, настолько будет расти и популярность сайтов.. В ГОСТе 7.73-96 указанное соответствие информации ожиданиям потребителей, названо «пертинентностъю», в отличие от широко используемого, но несколько иного параметра «релевантности» . Инновационный потенциал библиотечных ресурсов отмечают многие. Например, Р.С.Гиляревский пишет о бурно развивающейся профессии менеджера знаний (knowledge worker). Этот инновационный менеджер призван «нутром чувствовать прорывное направление» (что-то мы уже об этом читали-писали ), определять зоны отсутствия нужного знания и незаполненные пробелы информационного рынка. Э.С.Бернштейн называл это пробельным анализом (вот как это называется по-научному:)). В настоящее время на первое место выходит не столько охват всего исторически накопленного знания, объемы которого все более неподъемны, сколько непрерывная актуализация уже известных научно-технических (и культурных!!!) достижений применительно к «больным вопросам» (актуальным вопросам, как часто новое – это хорошо забытое старое!) современности. Такой подход обеспечивает критерии как для оценки содержания сайтов, так и для анализа эффективности использования информационных ресурсов.»

В статье еще много интересного про анализ основных цифровых показателей счетчиков и оценке эффективности работы сайта.

Да, сегодня длинновато получилось! Но, по-моему, статья того стоит.

5 комментариев:

  1. Статья того стОит. Я вот задумалась про то, кому же я нынче я адресую свой не сайт, но блог. Круг читателей ширится,в связи с этим - и содержательное наполнение меняется. Вобщем "интегрируемся в глобальную инфраструктуру" зачастую интуитивно, но будем совершенствоваться.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень полезно! Спасибо! Ссылку на комментарий разместила в блоге http://bibnout.ru/

    ОтветитьУдалить
  3. Ирина! Говоря условно, разные материалы сайта (в Вашем случае блога) предполагают разных читателей. Самое главное, на мой взгляд понимать - автогонки и ЧМ по футболу скорее будут интересны "Васе", а курс вышивки "Кате". Бывают конечно исключения вроде меня (это насчет ЧМ по футболу), но в целом:). И в соответствии с подобными адресными группами и создавать материал. Еще важно хорошо прописывать "ключевые слова" (метки, тэги) - как для читателей (чтобы им было просто ориентироваться), так и для поисковых машин.
    У Вас так и получается - и всем интересно, каждый найдет своё!

    Наталья Борисовна! Спасибо, лестно!

    ОтветитьУдалить
  4. Отличные ориентиры даете! Теперь есть на что ссылаться при разговоре о сайте.
    И сайт у вас отличный! Всегда завидую.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо Ирина! Рада видеть Вас среди читателей:)

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...