понедельник, 17 мая 2010 г.

Телега впереди лошади или плач об электронном каталоге

На мой взгляд, большинство электронных сервисов западных библиотек столь востребованы и успешно работают благодаря тому, что ВСЕ фонды отражены в электронных каталогах. Полный электронный каталог – основа обслуживания читателей, возможность автоматизировать все процессы поиска, выдачи-возврата материалов. Благодаря своим электронным каталогам библиотекари за минуту могут установить, где в конкретный момент находится любая книга – в фонде или на руках, а если на руках, то когда истекает срок пользования и читателя можно будет побеспокоить, если этот источник заказан другим читателем. Соответственно и заказчику можно сообщить в какие сроки книгу реально получить, чтобы он смог планировать свою работу.

Начиная бросать камни в свой огород, должна сделать существенное заявление - отдел обработки и комплектования нашей ЦБС, ПЕРВЫЙ компьютер, способный НОРМАЛЬНО работать с программой MARC получил год назад, а второй и третий в этом году.

Ну и теперь как же у нас дела обстоят с электронным каталогом.
Яркий пример. В 2009 и 2010 году, понятно почему, самой востребованной книгой являлась «Псков в годы Великой Отечественной войны» 1981 года издания. Хорошая книга очерков, с последовательно изложенным историческим материалом, которая есть во всех библиотеках нашей системы, да и не в одном экземпляре.
Если же мы обратимся в электронный каталог, то он нам сообщит, что такой книги в фондах ЦБС – нет.
И думаю, что все наши объяснения читателю, что еще не весь фонд внесен в электронный каталог, а нужно обратиться к библиотекарю, т.е. или позвонить по телефону или зайти в библиотеку и спросить есть книга или нет, как-то …..

Хотелось бы знать есть ли в России ЦБС с полным электронным каталогом, и если нет, то почему мы так мало внимания уделяем этому вопросу? Ведь для ЦБС, у которых фонды распределены по различным территориям – ЭК основа основ.
ВСЕ библиотеки цивилизованных стран в первую очередь осуществили перевод каталогов в электронный формат, а уж потом стали развивать прочие сервисы и услуги.

Понимаю, что у большинства библиотек те же проблемы, что и у нас – нет техники, программистов, способных грамотно отладить библиотечные программы и именно поэтому считаю, что нужно поднимать этот вопрос на всех возможных уровнях.
Иначе библиотека окончательно утратит в глазах общества свою информационную составляющую, а превратиться в клуб, социальное учреждение, во что угодно еще, но это уже будет не БИБЛИОТЕКА.

Обсуждение:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...