воскресенье, 11 апреля 2010 г.

Он


Продолжаю читать финалистов премии «Большая книга – 2009». Из сборника Леонида Зорина «Скверный глобус» (кстати, третье место по итогам сезона) прочла три вещи, т.к. читала не саму книгу, а то, что опубликовано в журнале «Знамя».
1. Московский роман «Глас народа»
2. Прощальный монолог «Медный закат»
3. Монолог «Он»

Вот об этом последнем и захотелось написать несколько строк.
«Он» - это внутренний монолог Антона Павловича Чехова, написанный Леонидом Зориным. Имя писателя ни разу не упоминается, но, прочитав несколько абзацев, понимаешь от чьего имени ведется повествование. Стежки биографии Чехова «сшивают» всю ткань монолога.
Нет, конечно, это нельзя принять за произведение Чехова – язык и стиль 100-процентно Зоринские. А вот мысли! Так ли – нет, думал Чехов, но я поверила, что именно так.
А.П.Чехов не питал никаких иллюзий на счет качеств человеческой натуры, но был как никто другой из русских литераторов, снисходителен к человеческим слабостям.

«Отгородиться и обособиться – эта настойчивая потребность, казалось, росла со мною вместе. Я не осознавал ее долго, только с годами я научился читать в своей собственной душе. Что странного? – проще постичь другого, нежели самого себя. В своем лесу заблудиться легче. В сущности, наша любовь к себе и есть любовь к своему заблуждению.»
«Еще один монолог невпопад. Во мне клубится недоброе чувство. Недосягаемый образец, следящий из своего зазеркалья за каждым моим душевным движением, меня, безусловно, не одобряет. Он столько учил участию к людям и снисходительности к их слабостям.
Его удручает, что для меня все еще так немаловажны их рассуждения о том, что я делаю. Он повторяет, что жизнь – не суд, где требуют от тебя доказательств. Что доказать ничего нельзя, что те, кого бы хотел опровергнуть, либо уже сошли со сцены, либо сойдут в ближайшее время. В сущности, это всем безразлично. Он мне внушает в который раз: где доброта, там доброе имя».
«Новая заря поспешает, блеснет «через двести-триста лет», а человека всегда будет жаль, но бога творить из него не нужно. Хотя бы за то, что своими муками обязан он себе самому, своей разрушительной природе.»

Словом, если Вы не равнодушны к творчеству А.П.Чехова, прочтите монолог «Он» Леонида Зорина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...