среда, 17 февраля 2010 г.

Псковский Деисис (Деисус)

Сегодня утром Псков, словно в кружева оделся - красота – давно у нас такой зимы не было! И наши храмы так гармонично вписываются в это белое великолепие.
И вот какие мысли «навеялись» мне этим снежным убранством, а также книгами Рустама Рахматулина «Две Москвы..» (пост от 29 января) и Андрея Балдина «Протяжение точки» (напишу подробнее, когда дочитаю).
Многие историки Пскова давно говорят о том, что город наш в XIV веке строился как Дом Бога на земле или Небесный град Иерусалим, да и называли его «Домом святой Троицы».
Но и самые первые каменные соборы выстраивают Деисис (Деисус) вокруг Пскова, а точнее сказать перед Псковом, если приближаться к городу с западной стороны.
Деисис (от греч. "прошение, моление", встречается также неправильная русская форма - "Деисус") - композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа Пантократора, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря построен и полностью расписан уже к 1156 году. Собор Рождества Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря также создан в XII веке. А в самом начале века XIV (к 1313 году уже и расписан) строится собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Причем все три эти храма находятся за пределами средневекового Пскова и расположены на берегу реки Великой, которая для псковича того времени была границей между миром католическим и православным.


(Слева Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, в центре - Мирожский монастырь со Спасо-Преображенским собором, справа собор Рождества Иоанна Предтечи (извините, зимней фотографии сегодня не нашла)).

Сейчас эти древние храмы значительно перестроены и два из них утратили свое первоначальное позакомарное покрытие, сохранившееся только на Ивановском соборе. Да и в высоте много потеряли, т.к. с течением времени словно «вросли» в землю, ведь самому молодому из этих соборов без малого - 700 лет. Но если обратиться к имеющимся реконструкциям в книгах Ю.П.Спегальского, В.Д.Сарабьянова и «включить» воображение, то (особенно в эти снежные дни) можно открыть для себя удивительный молитвенный Замысел средневековых зодчих Пскова.

2 комментария:

  1. Да! Так хочется, чтобы сами псковичи понимали в каком необыкновенном городе живут!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...